21.10.2021 / Четверг/ 18:30
Д л я   т е х ,   к т о   з а н я т   д е л о м   !
Поиск
Комтранс 15.06.2021 8445

Сколько потеряет транспортная отрасль Беларуси от санкций?

Автор: Ирина МУРИНА

Потери от санкций в годовом исчислении могут достигать сотен миллионов долларов. Именно в такую сумму оценили ущерб от санкций для транспортной отрасли эксперты Центра социально-экономических исследований CASE Belarus.

Сколько потеряет транспортная отрасль Беларуси от санкций?

«Впервые за всю историю Беларуси был введены санкции, которые носят по существу секторальный характер. В первую очередь я здесь имею в виду воздушную отрасль», - рассказал эксперт Центра социально-экономических исследований CASE Belarus Дмитрий Бабицкий на онлайн-презентации.

Напомним, что санкции введены против авиационной отрасли. Они затронули полеты из/в Беларусь, а также транзитные перелеты.

Что Беларусь теряет?

Прежде всего, это снижение поступлений за пролет воздушных судов через территорию Беларуси и объема собираемых аэропортами сборов. Так, по имеющимся данным, поступления государственному предприятию «Белаэронавигация» за транзит самолетов составляют 50-60 млн долларов в год.

Если страны ЕС введут запрет не только на полеты своих самолетов над территорией Беларуси, но вообще откажутся впускать в свое воздушное пространство любого, кто пролетал над территорией нашей страны, то данные поступления сократятся более чем наполовину.

Второе, на что еще повлияют санкции, – это сборы аэропортов, обратил внимание Дмитрий Бабицкий.

Как заметил эксперт, Беларусь играла важную роль воздушного хаба для тех стран, у которых нет авиасообщения с Россией. Это Грузия и Украина.

По оценкам Центра социально-экономических исследований CASE Belarus, сбор за одного пассажира мог составлять от 10 до 20 долларов.

«Поскольку в открытом доступе нет данных о доходах Национального аэропорта, но учитывая, что в 2019 году он пропустил через себя более 5 млн пассажиров, можно полагать, что общая сумма сборов составила как минимум 50 млн долларов, но скорее всего, потери будут намного больше», - сказал Бабицкий.

Также следует ожидать снижения поступлений за транспортировку нефти, нефтепродуктов и газа (трубопроводный транспорт).  

«Если мы говорим о транзите, потери на транзите этих продуктов могут составить около 1,5 млрд долларов», - заметил эксперт.

Потери железнодорожного транспорта

По словам Дмитрия Бабицкого, БелЖД может получить убытки как от введения ЕС прямых ограничений на транзит (меньше транзитных перевозок), так и от секторальных ограничений на экспорт, например, нефти, нефтепродуктов, удобрений и прочих важных экспортных продуктов Беларуси (доставка данных видов грузов в порты Балтики и по другим направлениям).

Более 60% грузооборота БЖД приходится на транзит и вывоз продукции отечественных предприятий за рубеж. Оборот по данным видам перевозок превышает 1 млрд долларов ежегодно, и в случае введения санкций он находится под угрозой.

«Кроме этого, железнодорожная отрасль – это очень большая корпорация, где работает много человек. То есть все это может иметь и серьезный социальный эффект», – подчеркнул он.

«Что касается автомобильного грузового транспорта, то здесь традиционно основным направлением перевозок является ЕС - Страны ЕврАзЭС. В обратном направлении три из четырех машин следуют пустыми. Серьезным ударом не столько по перевозчикам, сколько по производителям может стать ограничение импорта пиломатериалов из Беларуси в странах ЕС», - отметил Бабицкий.

Эксперт пояснил, что данный товар имеет настолько низкую стоимость в пересчете на массу, что направлять его на рынки ЕС через российские порты (например, под видом российского леса) либо в Китай по железной дороге будет экономически бессмысленно. Потери перевозчиков при таком сценарии будут незначительными, так как ставка фрахта на так называемые «обратные» рейсы чрезвычайно низкая.

«В целом, потери транспортно отрасли нашей страны будут очень существенными, – резюмировал эксперт. – Потери от санкций в годовом исчислении могут достигать сотен миллионов долларов».


Новости по теме «Комтранс»